Земельная реформа 2015 года

Картинка взята на сайте stock.adobe.com в разделе бесплатно stock.adobe.com/ru/free.

 

Новый федеральный закон №171-ФЗ от 23.06.2014 (далее — закон) года вносит существенные изменения в Земельный кодекс, значительно упрощая предоставление государственных и муниципальных земельных участков гражданам и юридическим лицам. Изменения вступают в силу с 01 марта 2015 года.

Какова цель этого закона и кого непосредственно затронут нововведения?Как указано в пояснительной записке Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству к проекту федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее – Пояснительная записка): «В настоящее время нормативно-правовое регулирование порядка предоставления земельных участков, в том числе в целях строительства, противоречиво и имеет множество пробелов, что создает условия для злоупотреблений со стороны органов государственной власти и местного самоуправления».

Таким образом, одна из ключевых целей изменений — это исключение коррупционной составляющей в процедуре предоставления земельных участков, но главной целью является, прежде всего, совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства.

Для реализации указанных выше целей законодатель поставил перед собой следующие задачи:

  • повысить оборот земельных участков;
  • максимально упростить процедуру их предоставления, сделать ее прозрачной;
  • сократить сроки для предоставления земельных участков.

В пояснительной записке указано, что «Результатом предлагаемого законопроектом упрощения порядка предоставления земельных участков должно стать сокращение расходов бюджетов всех уровней, связанных с подготовкой земельных участков к продаже. Упрощение порядка предоставления земельных участков также будет способствовать развитию гражданского оборота земельных участков, а, следовательно, значительному увеличению доходов соответствующих бюджетов»

Рассмотрим конкретнее отдельные нововведения, предлагаемые в проекте:
 

1. В соответствии с действующими нормами права, для приобретения прав на земельный участок заинтересованным лицам необходимо:

  • осуществить образование земельного участка;
  • обеспечить определение его разрешенного использования;
  • приобрести права на земельный участок в результате его предоставления одним из предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации способов.

При этом в различных нормативных актах Российской Федерации (Градостроительный кодекс, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон РФ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»), в качестве основания для образования земельных участков требуют подготовки разного пакета документов, перечень и содержание которых либо не установлено, либо установлено нечетко, что затрудняет освоение земельных ресурсов.

Законом более четко определен документ, на основании которого осуществляется образование земельного участка, предоставляемого, в том числе в целях строительства.

2. В действующем законодательстве РФ существуют два способа предоставления земельных участков:

  • Без торгов (с предварительным согласованием места размещения объекта);
  • На торгах, конкурсах, аукционах (без предварительного согласования места размещения объекта).

Закон внесет изменения в существующий порядок, а именно, предлагается:

  • осуществлять предоставление участков без проведения торгов для целей строительства важных инфраструктурных объектов, отдельным категориям граждан для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и в ряде других случаев. Согласно изменениям, максимальное время, необходимое для предоставления земельного участка без торгов, должно сократиться от трех лет до трех месяцев.
  • заменить согласование места размещения объекта обязанностью по подготовке документации по планировке территорий и образованию соответствующих земельных участков, которая будет исполняться лицом, заинтересованным в предоставлении земельного участка, что исключает необходимость проведения целого ряда согласований.

3. Согласно поправкам, у органов государственной власти и местного самоуправления возникнет обязанность на основании заявлений граждан и юридических лиц выставлять на торги свободные земельные участки (кроме участков, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограниченных в обороте и т.п.) Стоит отметить, что предлагается установить закрытый перечень случаев отказа в предоставлении земельных участков, а также в качестве начальной цены земельного участка на аукционе законом предусматривается его кадастровая стоимость.

Также, у органов государственной власти и местного самоуправления возникнет обязанность по опубликованию на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о наличии свободных земельных участков, предоставляемых для целей строительства и иных целей, данные о которых содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости.

4. Проектом предусматривается возможность муниципалитетов, в случае завершения разработки правил землепользования и застройки, распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с одновременным прекращением таких полномочий у муниципальных районов.

5. Согласно положениям закона владельцы киосков, ларьков и магазинов «на колесах» будут освобождены от обязанности заключать договоры аренды на занимаемые земельные участки, это касается также и владельцев рекламных конструкций.

6 Вносимые изменения затрагивают и социально-значимые проблемы, такие как урбанизация, отсутствие квалифицированных специалистов в регионах и в населенных пунктах с небольшим количеством жителей, в частности в соответствии с нормами закона:

  • предусмотрено предоставление земельных участков в безвозмездное пользование гражданам (в соответствии с установленными законами субъектов Российской Федерации перечнями специальностей) для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства. А также предусмотрено предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства, огородничества и садоводства в индивидуальном порядке, а не только через некоммерческие объединения граждан;
  • граждане вправе получить земельные участки в собственность бесплатно, если указанные земельные участки использовались в соответствии с разрешенным использованием более пяти лет. При этом законами субъектов Российской Федерации также предусматривается устанавливать перечни муниципальных образований, в которых допускается такое предоставление земельных участков, что призвано стимулировать переселение граждан в местности, нуждающиеся в людских ресурсах.

Возможные негативные последствия принятия данного закона:

В целом наблюдаются положительные тенденции грядущих изменений, однако для достижения поставленных задач, необходимо прописать четкий механизм реализации данных норм, понятный и исключающий злоупотребления со стороны органов государственной власти и муниципальных образований.

Даже сейчас можно выделить следующие проблемы, которые могут возникнуть при реализации норм нового закона:

  • Привязка выкупной цены к кадастровой стоимости может привести не к понижению цен на землю, а к ее повышению, так как зачастую кадастровая стоимость превышает рыночную. Это вытекает из повсеместных судебных споров, связанных со снижением кадастровой стоимости;
  • Прекращение действия «дачной амнистии» подвешивает в воздухе вопрос узаконения самовольных построек;
  • Освобождение от обязательного заключения договоров аренды на земельные участки, находящиеся под рекламными конструкциями может привести к незащищенности владельцев данных конструкций.
  • Приоритет предоставления земельных участков, лицам, способным предложить их комплексное освоение, что, в конечном счете, приведет к распределению земельных ресурсов между крупными юридическими лицами, а не мелкими предпринимателями и физическими лицам.
  • Размер арендных платежей за пользование земельными участками, находящимися в собственности государства или муниципальных образований на порядок ниже размера налога на земельные участки, находящиеся в собственности физических лиц. Таким образом, для стимулирования перевода земельных участков, занимаемых физическими лицами в собственность, необходимо помимо размытых перспектив возможности гарантий защиты прав собственности, а также возможности свободного распоряжения данными участками, предоставить налоговые льготы, в противном случае рядовые граждане просто не будут пользоваться своими правами на перевод земельных участков в собственность.

Еще раз отметим, что Федеральный Закон №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в силу с 1 января 2015 года.

Похожие статьи

Уточнить информацию у юристов

Отправляя информацию, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Спасибо, что обратились в
Юридическую компанию «Неделько и Партнеры».

В ближайшее (рабочее) время наш специалист с Вами свяжется.
Открыть форму заявки

Оферта

Услугу по подготовке юридического заключения об объекте недвижимости оказывает ООО Юридическая компания «Неделько и партнеры» (ИНН 7719433327, ОГРН 5157746157311).

Смотреть пример юридического заключения

Ознакомьтесь с условиями оказания услуг по подготовке юридического заключения о результатах проверки недвижимости:

Нажимая кнопку “Далее”, я подтверждаю, что ознакомился и согласен с Договором-офертой и Политикой по обработке персональных данных.

Уточнить информацию у юристов

Для заказа юридической проверки недвижимости Вам нужно иметь на руках следующие документы:

  • Выписка из ЕГРН, полученная не более 3-х месяцев назад, или открытие собственником недвижимости своих данных в выписке из ЕГРН путем подачи соответствующего заявления в Росреестр; Внимание! С 1 марта 2023 года третьи лица могут получить данные из ЕГРН, содержащие персональные данные собственника недвижимости, только при условии, если гражданин открыл сведения о фамилии, имени и отчестве по специальному заявлению. Для этого в любой удобной форме, в том числе онлайн, собственник может обратиться в Росреестр и внести соответствующую запись в ЕГРН. В частности, заявления о раскрытии сведений о персональных данных владельцев недвижимости могут быть поданы через сайт Росреестра, МФЦ, Единый портал государственных услуг.
  • Правоустанавливающие документы на квартиру (договоры купли-продажи, дарения, приватизации, мены, свидетельство о праве на наследство и т.п.);
  • Копии паспортов всех собственников - физических лиц;
  • Учредительные документы + протокол о назначении руководителя — для собственников - юридических лиц;
Уточнить информацию у юристов

Необходимо заполнить хотя бы одно из полей

пример: Московская обл., г. Мытищи, ул. Строителей д. 1 корп. 1, кв. 1
или
пример: 11:22:123456:789

Вы можете загрузить выписку из ЕГРН либо просто подтвердить, что собственник недвижимости открыл свои персональные данные в выписке из ЕГРН путем подачи соответствующего заявления в Росреестр

Перетащите сюда файл или выберите из папки Выбрать

Внимание! С 1 марта 2023 года третьи лица могут получить данные из ЕГРН, содержащие персональные данные собственника недвижимости, только при условии, если гражданин открыл сведения о фамилии, имени и отчестве по специальному заявлению. Для этого в любой удобной форме, в том числе онлайн, собственник может обратиться в Росреестр и внести соответствующую запись в ЕГРН. В частности, заявления о раскрытии сведений о персональных данных владельцев недвижимости могут быть поданы через сайт Росреестра, МФЦ, Единый портал государственных услуг.

Любой документ, подтверждающий право собственности продавца. Например, договор купли-продажи, договор дарения, договор мены, свидетельство о праве на наследство и т.п.

Перетащите сюда файл или выберите из папки Выбрать

Внимание! Нужны все страницы документа. Шрифт должен четко читаться.

Собственник:
Для физических лиц

Потребуются: основной разворот паспорта с фотографией, страница со всеми регистрациями (для проверки судов) и сведения о раннее выданных паспортах

Для юридических лиц

Потребуются: устав, протокол (решение) о назначении руководителя

Перетащите сюда файл или выберите из папки Выбрать

Приложите дополнительные документы, если они имеются: согласие супруга/супруги на отчуждение недвижимости, брачный договор, архивная выписка из домовой книги и т.п.

Перетащите сюда файл или выберите из папки Выбрать

Как к Вам обращаться?

Как с Вами можно оперативно связаться?

На какой e-mail Вам отправить отчет?

(потребуется подтвердить адрес)

На ваш e-mail отравлен проверочный код с адреса no‑reply@ndprt.ru.

Обычно сообщение приходит в течение 1-3 минут. Если не увидели письмо во входящих – проверьте папку СПАМ или РАССЫЛКИ.

Введите проверочный код

Неверный проверочный код
через 30 секунд

Еще раз проверьте правильность введённой Вами информации на предыдущих шагах и прикрепленные файлы. После нажатия кнопки «Оплатить» Вы не сможете что-либо изменить в заявке и перейдете на форму оплаты. После оплаты Вы получите уведомление по электронной почте, а мы приступим к работе. Если у нас будут вопросы по документам, мы с Вами свяжемся.

Осталось оплатить наши услуги в размере 5.900 рублей

Мы подготовим отчет в течение 3-х рабочих дней и отправим Вам его по электронной почте. Если у нас будет вопросы или потребуются дополнительные документы, мы с Вами свяжемся.