Ситуация №1
Собственник владеет недвижимостью на основании права, возникшего до 1998 года, и до сих пор не производил государственную регистрацию права в ЕГРП (Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
По закону, оформление недвижимости в ЕГРП не является обязанностью (ст. 6 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 г.). Ранее возникшее право признается юридически действительным и без регистрации. Многие граждане и организации находятся в такой ситуации и это абсолютно законно.
Ситуация №2
Лицо использует никому не принадлежащий объект недвижимости (бесхозяйный объект)
В советские времена многие объекты недвижимости на территории заводов и фабрик строились без согласований и разрешительной документации. В процессе приватизации, зачастую, времени на оформление таких «нелегальных» объектов не было, и про них просто «забывали». Логика была простая: «Это здание стоит на нашей территории, оно никому, кроме нас не нужно, как использовали его, так и будем использовать».
Такие объекты активно используются, хотя на бумаге их не существует.
И в одной и в другой ситуации лица, владеющие объектами недвижимости, не ставили их на кадастровый учет и не производили их государственную регистрацию. Раньше это помогало владельцам избегать налогообложения или безвозмездно пользоваться недвижимостью.
Теперь ситуация изменится.
С 2016 года налог на недвижимость будет платиться от кадастровой стоимости.
Власти в последнее время активно наводят порядок с кадастровым учетом недвижимого имущества. Я многократно слышал от клиентов, что к ним на территорию приходили представители органов власти, описывали все объекты недвижимости и ставили на кадастровый учет даже «незарегистрированные» объекты.
П. 2 вышеупомянутого закона N 251-ФЗ от 13.07.2015 предусматривает, что орган кадастрового учета должен предоставлять в уполномоченные органы местного самоуправления информацию об объектах недвижимости, права на которые не зарегистрированы в течение пяти лет с даты присвоения таким объектам кадастровых номеров.
Создается механизм, основной целью которого становится, с одной стороны, выявление объектов недвижимости, права на которые не были зарегистрированы в течение длительного времени, а с другой — стимулирование собственников таких объектов зарегистрировать такие права в ЕГРП для последующего налогообложения.
Эти нововведения принципиальны. Мы получаем готовый механизм передачи в государственную (муниципальную) собственность «потерянных» объектов. Госорган, получив информацию о наличии недвижимого имущества, право собственности, на которое не зарегистрировано, может инициировать процедуру признания объекта бесхозяйным и в дальнейшем стать его собственником (ст. 225 Гражданского кодекса РФ).
Если у владельцев недвижимости есть документы, подтверждающие право собственности на их недвижимость, им придется, наконец, зарегистрировать свое право и начать платить налоги.
Те же кто, используют «ничейные» объекты, теперь могут их лишиться. Таким владельцам можно посоветовать начать предпринимать активные меры по легализации пользования недвижимостью. Причем, универсальных инструментов здесь нет. Все придется решать в индивидуальном порядке.