Теперь хозяйственные общества вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Но что же происходит на практике?
В жизни — в части совершения хозяйственными обществами сделок — практически ничего не изменилось. Даже тогда, когда федеральные законы обязывали хозяйственные общества иметь печать, она должны была использоваться в обязательным порядке только в случаях, прямо предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ или соглашением сторон.
Точно такие же положения продолжают действовать и сейчас. В соответствии с действующей редакцией п.1 ст. 160 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований.
Несмотря на вышеизложенное, случаи, когда использование печати является обязательным, по-прежнему остаются даже в ГК РФ, не говоря уже об иных нормативно-правовых актах, регулирующих административные, кадровые и иные правоотношения.
случаи, когда использование печати остается обязательным:
1. Согласно положению, установленному ст. 338 ГК РФ, предмет залога может быть оставлен у залогодателя под замком и печатью залогодержателя.
2. В соответствии с п. 6 ст. 57 Кодекса об административных правонарушениях доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным лицом и скреплена печатью организации.
Таким образом, если у организации не будет печати, ее представитель не сможет защищать права и интересы данной организации по делам об административных правонарушениях.
3. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 «О трудовых книжках» при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника (за исключением случаев, указанных в пункте 36 вышеуказанных Правил).
Указанный перечень не является исчерпывающим, есть другие правовые акты, предусматривающие необходимость использования печати и в настоящее время.
Можно предположить, что все эти требования об использовании печати в будущем будут исключены из нормативно-правовых актов. Но очевидно, что в сейчас отказ организации от печати может создать большое количество сложностей.