ПОЧЕМУ ПРОДАЁМ?
Перечень и объем действий по предпродажной подготовке компании во многом зависит от причин, которые побуждают собственника продать свой бизнес. Очень условно разделим причины продажи на 3 части:
- Компанию забирают за долги.
Допустим, доля в компании или пакет акций были обеспечением по займу или кредиту. Теперь кредитор на них обращает взыскание.
Продажей в чистом виде это не назовешь. Хотя часто такие действия оформляют именно договором купли-продажи акций или доли за символическую цену.
Здесь, как правило, времени на предпродажную подготовку уже нет. Продавец отдает компанию «как есть», пытаясь при этом успеть скрыть свои «хвосты» и закопать «скелеты».
- Продажа по инициативе покупателя.
Собственник ведет успешный бизнес и не собирается его продавать. К нему приходит инвестор и делает предложение, от которого сложно отказаться.
В этой ситуации предприниматель может попасть в психологическую ловушку, рассуждая примерно так: «Я ничего делать не буду. Вы сами ко мне пришли. Делайте, что хотите: проверяйте, смотрите, готовьте документы, мне нужна только оговоренная сумма».
Разумный инвестор не будет покупать бизнес без проверки. Он закажет за свой счет комплексную проверку бизнеса (Due Diligence), которая выявит кучу юридических и налоговых рисков и предложит продавцу поторговаться и снизить цену. Продавец справедливо начнет возмущаться, что инициатива по продаже была не его, бизнес продается как есть, либо платите, либо уходите.
В результате таких переговоров ситуация может развиваться следующим образом:
Вариант 1. «Добрый инвестор»
Инвестор покупает компанию, платит оговоренную сумму и сам вкладывает деньги в устранение недостатков, не предъявляя никаких претензий к Продавцу.
Вариант 2. «Хитрый инвестор»
После покупки компании инвестором проводится независимая проверка, которая выявляет ущерб, нанесенный предыдущим менеджментом и владельцами компании. К ним предъявляются судбеные иски, возбуждаются уголовные дела и т.п. с целью вернуть часть потраченных на приобретение средств, либо «наказать» несговорчивого продавца.
Вариант 3. «Рейдер»
Инвестор уходит. Но, в процессе проверки, он узнал массу информации, которая может позволить ему «наехать» на компанию, попытаться захватить активы, слить информацию конкурентам или использовать полученную информацию для создания похожей компании с последующем выдавливанием конкурента с рынка.
- Компания готовилась под продажу.
Собственник намерено собирался продавать свой бизнес и осознано готовил компанию под продажу.
КАК ГОТОВИТЬ КОМПАНИЮ К ПРОДАЖЕ?
- Определить главный актив компании.
Ради чего ее будут покупать? Недвижимость, интеллектуальная собственность, трудовой коллектив, клиентская база – и т.п.
- Можно ли продать главный актив без юридического лица?
Часто в переговорах мы выясняем, что инвестору нужен именно главный актив, а не компания. Покупка юридического лица сопряжена со многими рисками. Не все риски можно выявить при проверке.
Например, в нашей практике был случай, когда через год после смены собственника компании, пришли неизвестные лица и предъявили векселя на 5 млн. долларов, подписанные предыдущим руководителем компании. В бухгалтерии факт выдачи векселей не отражался. Вексельное право очень жесткое: если вексель соответствует формальным признакам и сомнений в подлинности подписи руководителя не возникает – плати.
Потом можно предъявлять претензии директору, прежним владельцам (если их найдете), но сначала нужно заплатить.
В нашей ситуации мы отбили эти векселя, возбудив уголовное дело и ликвидировав компанию-истца. Но это уже другая история.
- Если можно продать актив напрямую, без юр. лица – продавайте!
Как я писал выше, продажа юридического лица сопряжена с определенными рисками и для продавца. В нашей стране возбудить уголовное дело против руководителя работающей компании не так сложно. Можно найти и зацепки для предъявления требований к бывавшим владельцам бизнеса.
Кроме того, если вы не продаете само юридическое лицо, вам не нужно тратить деньги на приведение его в порядок (предпродажную подготовку).
- Проведите предварительный Due Diligence и выполните полученные рекомендации.
Если решили продавать именно юридическое лицо с активами, закажите комплексную проверку бизнеса (DUE DILIGENCE) у независимых консультантов. Они укажут вам на «слабые» места и дадут рекомендации по их устранению.
Кроме того, результатом деятельности консультантов будут грамотно сформированные пакеты документов, которые произведут хорошее впечатление на покупателей и не позволят им найти «лишнего». Если нет бюджета на DUE DILIGENCE, закажите хотя бы аудит и юридическую проверку чистоты оформления активов и акций (долей). Важно минимизировать налоговые риски и риски оспаривания сделок по приобретению акций и активов.
- Привлеките к продаже опытных юристов.
Юристы должны решить следующие задачи:
- «Пробить» потенциального покупателя, дабы не нарваться на рейдерский захват под предлогом покупки.
- Договориться о выгодных и безопасных для продавца процедурах проведения проверки документов перед сделкой.
- Контролировать и дозировать предоставляемые покупателю документы и информацию для недопущения злоупотреблений.
- Исключить или ограничить в контрактных документах ответственность продавца за недостатки, которые могут быть выявлены в будущем.
- Согласовать безопасную для продавца схему расчетов по сделке.
- Участвовать в проведении сделки, чтобы не допустить отступлений от согласованной схемы.
Кто заказывает проверку Due Diligence?
- Собственник бизнеса или один из акционеров, чтобы узнать истинное положение вещей у себя на фирме и навести порядок;
- потенциальный покупатель, чтобы понять истинную стоимость компании и ее потенциал для роста.
Потому что все понимают, что лучше потратить деньги на проверку, чем приобрести заведомо убыточный актив. Оставьте заявку на консультацию по продаже-покупке компании и проверку DUE DILIGENCE любым удобным способом:
- звоните +7 (495) 125-41-12;
- приходите в офис или пишите нам в онлайн-чат.