Досудебное урегулирование налоговых споров играет важную роль в системе разрешения конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами. Эта процедура представляет собой обязательный этап обжалования актов, действий или бездействия налоговых органов, который предшествует обращению в суд.
Правовой основой досудебного порядка налоговых споров является НК РФ. Они предусматривают право каждого налогоплательщика обжаловать решения налоговых органов, если, по его мнению, они нарушают его права. Обжалование происходит путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган.
Обязательность досудебного урегулирования споров с ФНС обусловлена необходимостью разгрузить судебную систему и дать возможность налоговым органам самостоятельно пересмотреть и исправить возможные ошибки в своих решениях.
В этой статье мы подробно рассмотрим порядок досудебного обжалования решений налоговых органов. Информация, изложенная в статье, будет полезна как для налогоплательщиков, которые уже столкнулись с необходимостью обжаловать решения налоговых органов, так и для тех, кто хочет заранее знать о своих возможностях в подобных ситуациях.
Процедура подачи и рассмотрения жалобы
Процедура досудебного урегулирования налоговых споров начинается с подачи налогоплательщиком жалобы. Рассмотрим подробнее форму, содержание и порядок подачи жалобы.
Форма и содержание жалобы
Жалоба подается в письменной форме. Она должна содержать:
-
фамилию, имя, отчество и адрес физического лица или наименование и адрес организации, подающих жалобу;
-
обжалуемое решение, действие или бездействие налогового органа;
-
основания, по которым лицо считает обжалуемое решение, действие или бездействие неправомерным;
-
требования лица, подающего жалобу;
-
способ получения решения по жалобе (лично, по почте, в электронной форме).
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
Порядок подачи жалобы
Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, чьи решения, действия или бездействие обжалуются. Жалобу можно направить по почте, передать лично или отправить в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика.
Получив жалобу, налоговый орган, действия которого обжалуются, обязан в течение 3 дней направить ее со всеми материалами в вышестоящий орган.
Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом
Жалобу рассматривает вышестоящий налоговый орган. Рассмотрение происходит без участия лица, подавшего жалобу, однако оно может приглашаться для дачи пояснений.
При рассмотрении жалобы вышестоящий налоговый орган:
-
запрашивает документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
-
исследует обстоятельства, указанные в жалобе;
-
дает оценку доводам жалобы и возражениям налогового органа;
-
принимает решение по жалобе.
Сроки рассмотрения жалобы
Жалоба рассматривается в течение 15 дней со дня ее получения вышестоящим налоговым органом. Указанный срок может быть продлен не более чем на 15 дней. Апелляционная жалоба рассматривается в течение одного месяца, этот срок может быть продлен не более чем еще на один месяц.
Результаты рассмотрения жалобы
По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган принимает одно из решений:
-
оставляет жалобу без удовлетворения;
-
отменяет акт налогового органа;
-
отменяет решение налогового органа полностью или в части;
-
признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными.
Решение по жалобе вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 3 дней со дня его принятия.
Преимущества досудебного урегулирования налоговых споров
Досудебное урегулирование налоговых споров в РФ имеет ряд существенных преимуществ для налогоплательщиков по сравнению с судебным разбирательством.
Во-первых, это отсутствие необходимости уплачивать государственную пошлину и нести судебные расходы. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган в рамках процедуры досудебного урегулирования налоговых споров осуществляется бесплатно, в отличие от подачи искового заявления в суд.
Во-вторых, оформление жалобы в рамках досудебного урегулирования достаточно простое и не требует специальных юридических знаний.
В-третьих, в соответствии с положениями НК РФ о досудебном порядке урегулирования налоговых споров, жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим налоговым органом в короткие сроки — от 15 дней до 1 месяца в зависимости от вида жалобы. Это значительно быстрее, чем рассмотрение дела в суде.
Недостатки досудебного урегулирования налоговых споров
Главный недостаток досудебного урегулирования налоговых споров — это его обязательность. Налогоплательщик не может сразу обратиться в суд, минуя досудебную процедуру урегулирования налоговых споров. Если жалоба не была подана или подана с нарушением порядка, суд оставит исковое заявление без рассмотрения.
Кроме того, использование процедуры досудебного урегулирования налоговых споров увеличивает общий срок разрешения спора. Если решение по жалобе налогоплательщика не устраивает, он вынужден потратить дополнительное время на подготовку и подачу искового заявления в суд, где дело будет рассматриваться уже с самого начала.
Несмотря на указанные недостатки, досудебный этап урегулирования налоговых споров является важным инструментом защиты прав налогоплательщиков. Он позволяет оперативно и без лишних затрат оспорить незаконные решения налоговых органов, а в случае несогласия с решением по жалобе — обжаловать его в суде.
Если вам сложно (или нет времени) разобраться во всех особенностях процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, обращайтесь к специалистам юридической компании «Неделько и партнеры» в Москве. Мы помогли многим нашим клиентам, постараемся помочь и вам.
автор статьи:
Михаил Грановский к.т.н.
Партнёр ЮК «Неделько и партнеры»